Мимическая гимнастика. Подготовка и проведение артикуляционной гимнастики дома

Мимическая гимнастика

Многие считают, что для чёткой и яркой речи необходимы только развитые мышцы языка, но это мнение ошибочно. Чтобы артикуляция стала выразительной, необходимо развивать всевозможные речевые органы, в них входят: нёбо, губы, гортань, глотка и др. Не стоит забывать о мимике и мускулах лица, которые неразрывно связаны с аппаратом речи. Как раз для стимулирования этой группы мышц и разработана мимическая гимнастика.

Что такое мимическая гимнастика?

Мимическая гимнастика является комплексом упражнений, предназначенных для развития и поддержания тонуса лицевых мышц. Также, она обучает эффективно использовать их на регулярной основе.
Артикуляционные и мимические упражнения очень полезны как регулярная профилактика для тонуса мускулов лица и для их общего развития.
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная моторика – это слаженная работа речевых органов в организме человека. Чем лучше она развита, тем чище звучат произносимые звуки. При общении мы используем свыше ста различных мышц, а для управления ими задействуется огромное количество нейронов мозга, гораздо больше, чем во время ходьбы или бега. Данная практика была создана в первую очередь для улучшения дееспособности языка.

Советы по проведению

·Занятия проводятся регулярно, чем чаще, тем лучше. Таким образом, результаты появятся гораздо быстрее. Заниматься с ребёнком нужно не больше 5-7 минут, примерно три раза в день. Не требуется чрезмерно нагружать малыша.

·На каждое действие выделяется до пяти повторений.

Обязательно стоит следить за качеством выполняемых действий.

Лицо не следует напрягать слишком сильно, оно находится в расслабленном состоянии.

Упражнения, задействующие губы – лучшее начало. Они являются своеобразной разминкой перед основной частью.

Во время занятий есть определённая последовательность действий. Всегда начинают с простых элементов, а уже потом можно переходить к сложным.

Проводить работу следует сидя. Это помогает телу принять правильное положение. А дети будут более сосредоточены.

Взрослые заранее учат элементы, после чего, показывают их детям, объясняя, что и как нужно делать. Взаимопонимание — это хорошее подспорье в обучении.

Чем больше действия походят на игру, тем интереснее и эффективнее будет проходить обучение для ребёнка.

Виды тренировок

Выделяют два вида упражнений: статические и динамические. Первый советуют выполнять в первую очередь. В динамических важно совершать переходы между движениями плавно, но сохраняя быстрый темп. Это основы данной практики.

Статические (продолжительность от семи до десяти секунд.)

  1. «Обжора»
    Как можно шире раскрыть глаза и рот.
  2. «Грусть»
    Отпустить края губ вниз.
  3. «Обезьянка»
    Максимально сильно надуть щёки при этом широко открыть глаза.
  4. «Вакуум»
    Втянуть щёки.
  5. «Обида»
    Сдвинуть брови, оттопырить губы, в особенности нижнюю.
  6. «Жираф»
    Высунуть язык на максимально возможное расстояние.
  7. «Собачка»
    Раскрыть рот, и положить язык на верх нижней губы.
  8. «Стрелка»
    Напрячь и высунуть язык из полости рта положении.
  9. «Светофор»
    Поочерёдно моргать глазами.
  10. «Расслабление»
    Сделать глубокий вдох, лицо расслаблено. (выдыхать ртом)
  11. «Умиротворение»
    Расслабить лицо, и закрыть глаза.

Динамические (продолжительность от трёх до пяти секунд)

  1. «Змейка»
    Напрячь язык и стараться дотянуться до носа или подбородка.
  2. «Качели»
    Поднимать и опускать края рта.
  3. «Хомячок»
    Как можно сильнее надуть щёки, после чего втянуть их в себя.
  4. «Уточка»
    Свернуть губы в трубочку, а затем растянуть в улыбке.
  5. Попеременно поднимать уголки рта как можно выше по направлению к ушам.
  6. Для обогащения мимики ребёнка существует достаточно эффективный метод, совместное чтение простых стихотворений, при этом, занятие будет проходить в форме игры, что только улучшит конечный результат. Стихи должны быть лёгкими для понимания и чтения, а также иметь яркую эмоциональную окраску. Задача родителей на своём примере показать ребёнку правильную работу лицевых мышц, то есть во время чтения активно передавать эмоции через собственную мимику. После пары показательных прочтений, ребёнок должен попробовать сделать это самостоятельно. Одновременно изучать лучше два или три стиха.

Начальные элементы артикуляционной гимнастики

  1. Для улучшения подвижность нижней челюсти следует произносить скороговорки с большим количеством гласных, при произношении которых, рот должен широко раскрываться. Важно следить за правильным положением челюсти, так чтобы она без напряжения легко опускалась вниз и интонацией выделять гласные звуки.
  2. Снизу упереть ладони в подбородок и начать открывать рот, оказывая небольшое сопротивление руками, для удобства можно облокотить локти на стол.
  3. Чтобы натренировать мышцы глотки существует ряд отдельных практических элементов, например: медленное произношение звонких и глухих звуков Т, Д, Г, К.
  4. Полоскание горла густой жидкостью, для этого подойдёт кисель, снежок, кефир, томатный сок и др. Воду использовать нельзя, потому что она недостаточно плотная, нужной нагрузки, работая с ней, не добиться.
  5. Подражание звукам мычания – ещё один элемент, который поспособствует развитию мускулов глотки. Существует ещё одна, но более сложная вариация этого упражнения. Изменение тона голоса во время мычания. То есть с низких частот постепенно подниматься на верхние и обратно. Детям до 5 лет усложнённый вариант не рекомендуется.

Подводим итоги

Конечный результат будет зависеть от приложенных усилий и соблюдения правил по практическому выполнению упражнений.
Но если необходимо рассмотреть осложнённую ситуацию, в том числе исправить сильные отклонения от нормы, в первую очередь, следует провести консультацию с логопедом. Не стоит испытывать пренебрежение к помощи квалифицированного специалиста, который выявит причины нарушений артикуляционного аппарата, подобрать индивидуальную программу коррекции речи и назначить курсы профилактических занятий.

Добавить комментарий